Автовыключатель уличного освещения


R. Sabramajan

Автовыключатель уличного освещения может работать в автоматическом и полуавтоматическом режимах, выбираемых переключателем S1. В первом 4 датчика освещенности на фоторезисторах, установленных в разных точках освещаемой площадки или, например, сада, подключены к логическому элементу 4И 4082В так, чтобы переводить RS-триггер на элементах 74LS02 в состояние с положительным выходным напряжением, если все 4 датчика находятся в темноте.

bel_osv_rx63-1.jpg

Это защищает устройство от ложных срабатываний. Аналогично происходит и отключение освещения посредством элемента 4ИЛИ-НЕ 4002В, когда все 4 датчика оказываются освещенными. Выход триггера через транзисторный ключ и реле Relay замыкает/ разрывает цепь питания осветительных ламп. В нижнем по схеме положении переключателя S1 устройство работает как реле времени с длительностью выдержки несколько часов. Нажатие на кнопку S2 запускает генератор 14-ступенчато-го счетчика 4060В, а через второй RS-триггер на 74LS02 включает освещение. По истечении от 6 часов (летний режим, сопротивление регулировочного резистора на выводе 10 ИМС 4060В-105 кОм) до 16 часов (зимний режим, 280 кОм) выход 4060В (вывод 3) через элемент ИЛИ 74LS32 возвращает триггер в исходное состояние и гасит освещение. Принудительно освещение можно отключить кнопкой S3.


«Electronics World» №9/ 2003, с. 19.