ЭЛЕКТРОННЫЙ ЗАМОК ЗАЖИГАНИЯ


А.ФИЛИПОВИЧ, г.Дзержинск, Минской обл.

В журнале "Моделист-конструктор" [1] печаталась статья о противоугонном устройстве для автомобиля с использованием геркона и тиристора. Это навело меня на мысль о создании электронного замка зажигания (Э33), включаемого при помощи постоянного магнита. Принципиальная схема разработанного мною ЭЗЗ приведена на рис.1, а схема его включения - на рис.2.

avto-m9011.gif
Рис. 1

Два геркона - SF2 и SF1 - служат для включения соответственно зажигания и стартера. Герконы должны быть разной чувствительности (а соответственно, и габаритов). SF2 должен обладать значительно большей чувствительностью к магнитному полю, чем SF1. Это необходимо для того, чтобы при приближении магнита к ЭЗЗ сначала включалось зажигание, а уже затем - стартер автомобиля. Кнопка SB1 служит для выключения зажигания, а конденсатор С1 и диод VD1 - для устранения искрения контактов SF1.

avto-m9012.gif
Рис. 2

К деталям устройство некритично. Вместо VS1 подойдет любой другой тиристор, рассчитанный на прямой ток не менее 30 А и обратное напряжение не менее 100 В. От типа используемого тиристора зависит и сопротивление резистора R2 - оно должно быть таким, чтобы даже при падении напряжения питания с 12 до 5 В, тиристор надежно открывался. Вместо светодиода АЛ307БМ подойдет любой другой, красного цвета свечения, а вместо VD1 - диод, рассчитанный на обратное напряжение 100...200 В. Геркон SF1 должен быть рассчитан на ток 0,3...0,6 А. Работает устройство следующим образом. При приближении магнита к поверхности кнопки, срабатывает геркон SF2, который открывает тиристор VS1 и зажигает светодиод "подсветки кнопки выключения" - Hl-1.

При дальнейшем приближении магнита к кнопке срабатывает геркон SF1, который включает промежуточное реле стартера и сам стартер. Автомобиль заводится, и после того как магнит убран, зажигание остается включенным, стартер же выключается. После нажатия кнопки SB1, цепь питания ЭЗЗ разрывается, тиристор VS1 закрывается, зажигание отключается, и светодиод гаснет. Устройство готово к повторному включению. Конструктивно устройство может быть собрано в корпусе отслужившей свое кнопки от пускателя трехфазных двигателей (рис.3).

avto-m9013.gif
Рис. 3

Для подключения проводов используют уже имеющиеся в кнопке выводы-зажимы. Вторую контактную группу в кнопке (работающую на замыкание) удаляют, выводы от зажимов изгибают и используют для крепления внутри корпуса навесным монтажом радиодеталей (всех, кроме VS1). Светодиод устанавливают в верхней части выключателя под полупрозрачной кнопкой в предварительно высверленное отверстие. Его местоположение должно быть таким, чтобы зазор между кнопкой и гайкой с резьбой светился ярким красным светом. Тиристор VS1 устанавливают отдельно, на тепло-отводе из дюралюминия, изолировав теплоотвод от "массы" автомобиля. ЭЗЗ устанавливается вместо штатного выключателя зажигания, а тиристор VS1 - в любом свободном месте, поближе к основной части электронного замка. ЭЗЗ предназначен для установки на автомобили, у которых стартер включается через промежуточное реле. Если конструкцией автомобиля это не предусмотрено, то его придется установить, так как если стартер подключить к ЭЗЗ напрямую - геркон SF1 выйдет из строя от чрезмерно большого тока. Описываемый замок является надежным противоугонным устройством! Кроме автомобилей, его можно устанавливать также на мотоциклы, следует лишь (для упрощения) исключить ненужные элементы - С1, SF1, VD1, а также уменьшить сопротивление R1 до 470...510 Ом (при 6-вольтовой системе электрооборудования).

Литература

1. Моделист-конструктор, 2000, N1.


Радиомир 9/2001, с.22.