Автомобильные антенны для УКВ диапазона


Исследования показали, что вектор напряженности электрической составляющей электромагнитного поля ультракоротковолновых радиостанций в городских условиях может менять свое положение из-за отражений и многолучевого распространения. В результате этого приемные антенны, рассчитанные на прием волн или только с горизонтальной, или только с вертикальной поляризацией, в условиях города оказываются неэффективными, особенно в случаях их установки на борту автомобиля. Например, перемещение всего на несколько метров приводит к изменению уровня сигнала, наводимого в антенне, на ±6...10 дБ.

От этого недостатка свободны специальные антенны, обеспечивающие нормальную работу приемного устройства при любой поляризации волны. Это — так называемые дисковые и микрополосковые антенны с дополнительными паразитными поверхностями. Проведенные испытания показали, что при движении автомобиля такие антенны имеют значительно большую равномерность выходного напряжения, чем антенны, выполненные в виде элементарных диполей.

На рис. 1 приведен эскиз дисковой антенны на диапазон 800...900 МГц.

эскиз дисковой антенны
Рис.1

Её основой служит диэлектрический диск, на одной стороне которого расположен металлический экран, а на другой — рабочая поверхность. Дополнительная "паразитная поверхность", располагаемая над рабочей, также выполнена в виде диска и соединена с заземленным металлическим экраном. Средний провод коаксиального кабеля подключен к основной поверхности, а оплетка — к "паразитной" и экрану.

На рис. 2 приведен эскиз микрополосковой антенны для того же диапазона волн.

эскиз микрополосковой антенны
Рис.2

Здесь также имеется металлический экран, перпендикулярно поверхности которого установлена диэлектрическая пластина (например, из фольгированного стеклотекстолита). На ней печатным методом выполнены проводящие поверхности* основная поверхность микрополосковой антенны, имеющая вид буквы "F", повернутой на 90°, "паразитная" и "подстроечная". Настройка антенны в резонанс производится на средней частоте диапазона изменением площади "подстроечной" поверхности.

Для нормальной работы дисковой и микрополосковой антенн необходимо, чтобы высота их составляла одну шестнадцатую часть длины рабочей волны антенны.

По данным испытаний, проведенным с описанными антеннами на территории Токио, антенны хорошо работали при установке их вблизи лобового или заднего стекла автомобиля. Заметные изменения уровня сигнала наблюдались лишь за счет влияния значительных изменений рельефа местности.

Источник: Журнал "Sdelovaci technika", 1981, № 4


[ на главную] [ в раздел Антенны]