ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ ("РЛ" N4/99, С.32)

Хочу поделиться некоторыми доработками устройства, опубликованного в статье В.Резкова.

Знакомый, повторивший эту конструкцию, пожаловался на плохую зарядку аккумулятора после установки этого устройства на свой автомобиль.

Изучив схему, я пришел к следующим выводам.

Прежде всего, в схеме следует использовать тиристор таблеточного исполнения. Таблеточные тиристоры имеют малые размеры и массу. Это позволяет небольшой по размерам тиристор, а соответственно и все противоугонное устройство, без особых проблем спрятать от "ненужных* глаз. Для этого лучше всего подходят тиристоры типа Т123 на ток от 200 до 320 А. Тиристоры этой серии - самые маленькие из всех, выпускаемых нашей промышленностью.

Для отечественных легковых автомашин также можно использовать тиристоры типов Т133, ТБ133, ТБ200. ТБ250, ТБ143-320. Тиристоры нужно выбирать с минимальным падением напряжения при номинальном токе, что очень важно при пуске двигателя стартером. То же касается и диода VD1.

При установке устройства в машину нужно задать максимальный ток генератора и подобрать соответствующий диод. Например, для "жигулевских" генераторов Г221 и Г222 максимальный ток равен 42 и 50 А соответственно, поэтому подойдут диоды типов Д122-40 или Д132-50. Диод Д245 (VD1), предложенный автором, использовать не рекомендую из-за малого предельно допустимого тока (Iпр=10 А)

Далее нужно выяснить, как в автомобиле контролируется напряжение генератора. Если регулятор контролирует напряжение непосредственно на аккумуляторной батарее, то смело можно устанавливать это устройство. Если же контроль ведется на выходе генератора, нужно поднять его напряжение до 15В. Это вызвано тем, что на данном противоугонном устройстве падает напряжение 0,7...1,5 В, что может вызвать недозаряд аккумуляторной батареи.

Для поднятия напряжения лучше всего использовать регуляторы напряжения типов РР-132А, 2702.3702, 1902.3702, 131.3702. На грузовых автомобилях, где бортовая сеть 24 В, практически все регуляторы напряжения позволяют устанавливать нужное напряжение.

Литература

1. Чебовский О. Г. и др. Силовые полупроводниковые приборы: Справочник.

2. Замятин В.Я. и др. Мощные полупроводниковые приборы: Тиристоры.

Д.ЛУЦЕНКО, г.Краснодар.


Предложенная В.Резковым простая конструкция противоугонного устройства имеет довольно существенный недостаток - при возникновении короткого замыкания в проводке автомобиля нет возможности выключить тиристор VS1. чтобы обеспечить отключение аккумуляторной батареи от "массы". Таким образом, в аварийном режиме теряет смысл вторая функция противоугонного устройства - выключатель "массы" - именно тогда, когда она особенно необходима.

Для устранения этого недостатка достаточно вывести в салон дополнительную коммутационную кнопку с нормально разомкнутыми контактами SB1, при нажатий на которую происходит шунтирование тиристора VS1 и его выключение даже при всех включенных потребителях энергии. Кнопка должна иметь достаточно мощные контакты, например, подойдет кнопка серии НА3.604..., применяемая для включения электрооборудования.

avt1o11.gif

При эксплуатации данного устройства также замечено, что в некоторых случаях при отключении мощных потребителей происходит самопроизвольное выключение тиристора, когда ток нагрузки на мгновение становится меньше его тока удержания. Поэтому, чтобы постоянно иметь информацию о состоянии тиристора, желательно включить контрольную лампу HL1 мощностью 5 Вт, как показано на схеме, и расположить ее на приборном щитке в салоне. Тогда о состоянии тиристора, т.е. о подключении или выключении "массы", водитель будет проинформирован состоянием этой лампы.

В.КУЗЬМИН, г.Бобруйск.


Радиолюбитель 1-2001г.